В конце марта в Японском доме состоялось долгожданное событие — в Москву с серией мастер-классов суми-э приехал вице-президент Национальной академии живописи тушью господин Иккё Китадзава.
Иккё Китадзава — без преувеличения выдающийся японский мастер резьбы по дереву, специализирующийся на традиционной храмовой архитектуре. Его работы украшают известнейшие синтоистские святилища и буддийские храмы Японии.
Программа визита Иккё сэнсэя в Москву была весьма насыщенной. Во время экскурсии по Москве мы постарались показать ему традиционную русскую архитектуру, в том числе деревянное зодчество.
Поездка в Коломенское произвела на мастера незабываемое впечатление:
Не оставила равнодушным сэнсэя и русская природа:
Еще одной важной вехой в московской программе мастера стало посещение выставки московского городского клуба
Во время осмотра экспозиции у сэнсэя была возможность лично пообщаться с автором каждой из представленных работ, задать вопросы о техниках и инструментах, используемых в творческом процессе.
Клуб «Природа и творчество», существующий уже более 50 лет, объединяет мастеров, работающих в самых различных жанрах и направлениях: лесная скульпура, декоративное панно, лозоплетение, инкрустация по дереву. Всех их объединяет одна идея — творить, не причиняя ущерба природе. Поэтому все без исключения мастера клуба работают только с
«Я думал, что только японцы способны делать тонкие работы из дерева. Поэтому я был поражен, увидев на выставке такое количество потрясающих произведений, сделанных русскими мастерами».
Но, конечно же, главной целью визита в Москву были мастер-классысуми-э для студентов Японского дома.
Искусству суми-э Иккё-сэнсэй учился по традиционной методике. Основателем школы, к которой принадлежит мастер, является известный в Японии художник и поэт Тани Бунтё
Сэнсэй часто говорит, что суми-э для него это всего лишь хобби. Но стоит ему прикоснуться кончиком кисти к чистому листу бумаги, и ученики буквально замирают, пристально следя за каждым движением мастера.
Программа мастер-классов была тщательно подобрана. В нее вошли только классические для суми-э сюжеты: соловей на сливе, сокол на сосне, японская глициния, дракон, Бодхидхарма.
Своеобразной изюминкой стала Демонстрация, во время которой мастер рисовал на большом полотне.
Для мастера это был первый опыт преподавания суми-э заграницей. В Москве его ожидало много приятных сюрпризов, в числе которых встреча со студентами Школы суми-э, приезжавшими в Японию в 2012 году, чтобы принять участие в Выставке Национальной академии живописи тушью
Приятно удивило мастера и то, что на занятия пришло много молодых людей — в Японии традиционными видами искусства занимаются главным образом люди старшего поколения.
Во время занятий Иккё-сэнсэй старался уделить внимание каждому из присутствующих студентов.
Студенты работали максимально сосредоточенно, желая как можно большему научиться у мастера за столь ограниченный промежуток времени.
«Я искренне рад, что мне удалось показать московским студентам как много всего можно сделать с помощью туши и кисти», — сказал Иккё-сэнсэй, прощаясь со студентами Школы суми-э при Японском доме.
Мы надеемся, что эта встреча с мастером Иккё Китадзава была не последней и что рано или поздно он приедет к нам вновь, чтобы еще раз продемонстрировать всем поклонникам японской живописи суми-э как творится это прекрасное черно-белое искусство.