СУМИ-Э

Искусство монохромной живописи тушью

Само понятие «суми-э», возможно, ничего не скажет жителю Европы. Это не суси и не сумо, популярность которых давно вышла за пределы Японии. На самом деле все просто: суми-э – это тип монохромной живописи, похожей на акварель. Отличие живописи суми-э в том, что в ней преобладает черный цвет, а также широкая гамма серых оттенков туши, растворенной в воде. В японском языке есть два равнозначных термина для обозначения монохромной живописи: суми-э (картина, написанная тушью) и суибокуга (картина водой и тушью). Кроме того, в Японии до сих пор используется и старый китайский термин – «гохуа».

Эта живопись зародилась в Китае на рубеже нашей эры. И именно каллиграфия дала развитие живописи суми-э. Поэтому, как и в искусстве каллиграфии, в суми-э качество живописи сводится к целостности и сопротивлению на разрыв проведенной тушью линии, которая как бы держит на себе произведение искусства. И так же, как и каллиграфия, живопись суми-э характеризуется ярко выраженной экспрессией, эмоциональностью и техническим мастерством формы.
В Японию техника суми-э была завезена японскими монахами приблизительно в VII веке. И если в Китае гохуа до сих пор развивается в русле старинных традиций, то в Японии живопись суми-э претерпела существенное изменение и получила дальнейшее принципиальное развитие. Японские мастера на протяжении столетий визуально интерпретировали суми-э и наполнили особым национальным колоритом. Благодаря тому, что к живописи тушью обращались мастера разных школ и направлений, японцам удалось существенно обогатить диапазон и арсенал выразительных средств суми-э.

Так, представители исконной японской живописи Ямато-э ввели в суми-э пластичные элементы, используя декоративные возможности пятна туши и линий. Отсюда возник стиль, который не повторял классические сюжеты, а изображал их в совершенно новой декоративной манере. Более того, была создана техника рисования тушью – тарасикоми, когда на непросохший слой туши накладывается еще один. Благодаря этому видна переливчатая живописная сторона туши. Другие школы дали суми-э поражающий красотой широкий, свободный мазок и композиционное использование в работах пустого пространства. Широкое развитие получил пейзажный стиль, изображающий красоту природы японского архипелага.

К концу XIV века монохромная живопись становится наиболее почитаемым и основным видом изобразительного искусства в Японии. В работах известных японских мастеров достигается не только философский смысл и безупречное исполнение, но эмоциональное воздействие на зрителя и отражение самой личности художника.
Все виды искусства Японии неразрывно связаны между собой. И поэтому, когда в XVI веке изменился характер украшения токонома, самого важного элемента интерьера чайной комнаты, это не могло не оказать влияния на развитие суми-э. Появился какэдзику – длинный свиток с картиной, выполненной техникой суми-э, призванный вместе с другими атрибутами чайной церемонии показать превосходство духовного начала над материальным. Дух чайной церемонии – красота, простота и изысканность – дал еще одно направление развитию суми-э как национального вида изобразительного искусства.

Произведения японских мастеров суми-э доказали, что выразительные способности туши безграничны, увлекательны, интересны и многообразны. Тушь может быть веселой и грустной, мрачной и светлой, текучей и застывшей, сухой и влажной.
Отсутствие в суми-э цветовой палитры помогает, не отвлекаясь на цвет, передать красоту линии, игру теней и душевное волнение. Тем не менее появились мастера, которые стали использовать цвет в своих работах, но при этом, сохраняя дух суми-э, наносят цвет очень осторожно, тонкими и прозрачными мазками, которые всегда остаются подчиненными линии, исполненной тушью.

Суми-э – это фактически язык, который может понять человек любой национальности и культуры. Поэтому в наши дни искусство живописи тушью приобрело мировую популярность как в азиатских, так и в западных странах. Индивидуальный стиль каждого художника суми-э формируется под влиянием собственного культурного опыта и исторического менталитета его народа.

Некоторые мастера пишут только черной тушью, другие оживляют черную тушь легкими оттенками цвета. Одни используют технические приемы суми-э для изображения традиционных сюжетов, другие применяют классические средства живописи тушью для смелых экспериментов в поиске новых технических приемов и новых сюжетов. Кто-то пишет картины суми-э в стиле реализма, а кто-то предпочитает абстракционизм. Портретные композиции, городские сюжеты, горы и море, природные стихии, цветы и животные, реализм и абстракционизм – и все это в бесконечном разнообразии переходов от черного цвета к тончайшим оттенкам серого.

В конце XX века суми-э как самостоятельный вид изобразительного искусства появился в Москве и в других городах России, быстро завоевав популярность. Прошло больше 10 лет, и российские художники суми-э стали добиваться успехов на международных выставках живописи суми-э в самой Японии. Закономерно, что в настоящее время они объединились в «Союз художников суми-э» на базе Школы суми-э в Японском доме, а также организовали Ассоциацию суми-э «Вагокорокай», что означает «Душа Японии».