Сикиси – так по-японски называются квадратные маты для рисования и каллиграфического письма. Слово «сикиси» состоит из двух иероглифов: первый («сики») означает «цвет», второй («си») – «бумага».

Название матов обусловлено исторически. В начале эпохи Хэйан появилась традиция наклеивать цветные листы бумаги со стихами на свитки и ширмы какэдзику. Со временем вместо приклеивания цветной бумаги на основу стали раскрашивать часть основного листа так, чтобы он выглядел, как приклеенный лист цветной бумаги.

Такие произведения, сочетавшие в себе каллиграфию и живопись, назывались сёга. Они воспринимались современниками как отдельный вид изобразительного искусства. Именно сёга является прототипом нынешних сикиси.

466x600-2015021900002

Спустя время появились прямоугольные плотные маты, лицевая часть которых украшалась узорами и покрывалась золотым или серебряным напылением.

Однако для рисования тушью такие окрашенные маты были непригодны, поэтому специально для суми-э начали изготавливать маты, покрытые слоем бумаги гасэнси или более дешевой джутовой бумагой.

Со временем маты для росписи приобрели почти квадратную форму.

Стандартные размеры современных сикиси составляют 24,2 см по вертикали на 21,2 см по горизонтали.

20482f9d4e

Для того чтобы сделать композицию рисунка в квадратном формате сикиси удачной, рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Стараться изображать объекты крупным планом.

Kabuki_1 Shikishi

2. Рисуя цветы и другие растения, изображать их не целиком, а частично. Картина получится эффектной, если большая часть растения останется как бы «за рамками». Также не стоит рисовать на сикиси множество разнородных предметов.

4_Shikishi GrapeђFЋ†_‚Ф‚З‚¤.pdf - Adobe Reader 05.06.2014 162619.bmp

3. Обязательно следует оставлять пустое пространство. Рисовать так, чтобы не создавалось ощущения тесноты.

1_Shikishi Big trees ђFЋ†_2–{‚М‘е–Ш.pdf - Adobe Reader 05.06.2014 162456.bmp

4. Не делать изображение рассеянным и не рисовать слишком мелко. Необходимо четко определить главный акцент в рисунке и сфокусировать внимание на нем.

image007

5.  Постараться дать представление о реальных размерах изображаемого объекта, даже если он нарисован в меньшем масштабе, чем в реальной жизни.

image008

6. Рисуя людей и животных, стараться делать композицию динамичной.

image009