Художественные композиции на тандзаку

MDS00524

Тандзаку – так называется продолговатый лист писчей бумаги, используемой для записи японских стихов танка и хайку, а также для рисования картин. Для записи иероглифов используется размер 1/8 кайси. Для рисования используются более широкие тандзаку, чем для записи стихов танка и хайку.
Для рисования лучше всего использовать тандзаку с гладкой белой бумагой без глянца.
Есть также тандзаку с бумагой «гасэнси» и «асагами».

Варианты композиции

Тандзаку – это узкое продолговатое полотно. Рисуя на тандзаку, важно уметь выстроить композицию таким образом, чтобы на полотне оставалось пустое пространство.

Важно, чтобы от изображения не возникало ощущения тесноты.

Полотно должно казаться просторным, при этом изображение на нем не должно быть  рассеянным.

Важно рисовать так, чтобы получить легкое и лаконичное изображение, которое при этом способно вызвать глубокое эстетическое переживание.

Для работы на длинном узком полотне, необходимо выбирать такую тему, которую можно изложить в этом формате.

MDS00518

 

Вертикальные продолговатые объекты изображаются по центру, но без четкого разделения экрана полотна на две равные части.  Хорошо смотрится сочетание композиций, представленных выше на рисунке под номерами 1 и 2.

Композиция, в которой изображение расположено по диагонали, является плохой (рисунок 3).

В зависимости от сюжета, рисунок может быть композиционно расположен наискось (см. пример 4).   Хорошо будет смотреться сочетание 1 и 4 композиций.

На рисунке 5 показана композиция с разделением полотна на 2 части: верхнюю и нижнюю. При таком разделении нет возможности расширить изображение влево или вправо. Поэтому такой вариант построения композиции является крайне нежелательным.

MDS00519

Одну из частей композиции можно вывести на передний план, придав таким образом объем рисунку.

Если композиция состоит из двух предметов, то тот, который больше, изображается частично, а тот, который меньше – целиком.

MDS00519 - копия (2)

Зигзагообазная композиция позволяет передать движение в сюжете.

Другие варианты композиции :

На рисунке под номером 10 показан вариант, в котором главная часть изображения располагается вверху, а в нижней части остается пустое пространство. Главная часть должна занимать либо 7, либо 3 части полотна.

Рисунок 11 демонстрирует противоположный вариант построения композиции, где главная часть расположена внизу, а наверху – пустое пространство. В таком случае главная тема должна занимать четыре или шесть частей полотна

Следует избегать расположения главной темы посередине полотна. Нехорошо, если сверху и снизу остается одинаковое по величине пустое пространство.