Предлагаем вашему вниманию небольшое интервью, которое Такэдзава-сэнсэй любезно согласилась дать нам накануне своего четвертого по счету визита в Москву.
Расскажите, пожалуйста, как давно вы занимаетесь суми-э и что привело вас к этому искусству?
Я рисую уже почти двадцать лет. Это было время активного духовного поиска. Я сильно заболела и мне пришлось оставить работу. Появилось много свободного времени, и я стала думать, чем бы себя занять. Мне нужно было найти занятие, которое не потребует серьезных физических усилий и при этом станет для меня настоящей духовной практикой. Я вспомнила свое давнее увлечение рисованием. Меня давно привлекала традиционная японская живопись тушью. Настал момент, когда я решила заняться ей всерьез.
Раньше мне казалось, что тушь может быть исключительно черной. Начав учиться, я узнала, что в зависимости от того, как ты рисуешь, тушь может передавать самые разные цвета и оттенки, и постепенно с интересом начала погружаться в мир живописи суми-э.
Сколько лет нужно учиться, чтобы достичь успехов в рисовании тушью?
Все очень индивидуально. Многое зависит от того, насколько сильно ваше желание учиться, от того, сколько времени вы готовы на это потратить.
В Японии обучение построено следующим образом. Первый год студенты изучают азы суми-э. Основа суми-э — это четыре сюжета: слива, орхидея, бамбук и хризантема. В восточной изобразительной традиции их принято называть
Таким образом, за два-три года студент может овладеть базовыми приемами и техниками суми-э.
Говорят, в суми-э есть различные школы и направления. К какой школе вы принадлежите?
У меня было несколько учителей суми-э и поэтому я не могу причислить себя к какой-то конкретной школе. Однако сэнсэй, повлиявший на меня больше других, принадлежал к
(Примечание: Нанга
Южную школу
Расцвет школы Нанга в Японии наблюдался во второй половине ХVIII — начале ХIХ в. и был отмечен творчеством таких крупных художников, как Икэ Тайга, Ёса Бусон, Тани Бунтё, Таномура Тикудэн и Ватанабэ Кадзан.)
Есть ли у вас любимый художник?
Да. Это Нисино Синсэн
(Примечание: Нисино Синсэн — обладатель премии Министра образования, культуры, спорта, науки и технологий за участие в выставке Национальной Академии живописи Нанга, премии главы Кабинета министров Японии за участие в Совместной японо-китайской выставке живописи тушью, почетной грамоты Агентства по делам культуры, а также других многочисленных премий и наград).
Что, на ваш взгляд, важнее в современном суми-э — сохранение и передача традиции или свобода творческого самовыражения?
Я очень люблю традицию и считаю очень важным ее сохранение и передачу. Возможно это потому, что я сама придерживаюсь консервативных взглядов.
Однако должны существовать и свобода художественного самовыражения, и простая самодеятельность, когда человек испытывает радость от того, что он смог что-то нарисовать.
Есть ли в суми-э запретные сюжеты — то, чего ни в коем случае нельзя рисовать?
Думаю, что нет. В суми-э нет табуированных тем.
Чем, на ваш взгляд, отличаются российские студенты, изучающие суми-э от своих японских коллег?
Японские студенты, даже если у них есть свое мнение, предпочитают работать, не отстаивая свою позицию. В большинстве своем они скромно принимают критические замечания, даже если прекрасно рисуют. Японцы очень ценят согласованность в работе, всегда готовы пойти на компромисс.
У российских студентов всегда есть свое мнение, и они готовы его отстаивать. Это хорошо. Они очень энергично обучаются суми-э. Я тоже каждый раз заряжаюсь от них позитивной энергией. Для меня это хороший стимул к дальнейшей работе.
Чему бы вы хотели научить российских студентов в этот раз?
Обязательно повторять пройденные темы. Мне приходилось слышать от российских студентов:
Конечно, хорошо иметь возможность каждый раз рисовать что-то новое. Однако углубленно изучать пройденную тему путем ее повторения тоже очень важно.
Повторение позволяет запомнить порядок изображения и находить разные способы рисовать один и тот же сюжет. Это очень важно, если вы ставите целью повысить свой уровень.
По собственному опыту могу сказать, что когда пишешь по многу раз один сюжет, каждый раз градация туши в рисунке получается разной. Невозможно нарисовать две совершенно одинаковые картины. Даже сейчас рисуя, я постоянно открываю для себя нечто новое и это позволяет мне развиваться дальше.
Вы уже не в первый раз едете преподавать в Россию по приглашению Японского дома. Может быть, у вас уже есть любимые места в Москве или местные традиции, которые вам полюбились?
Мне запомнилась русская архитектура. Она сильно отличается от японской — особенно старые здания и строения, вроде Кремля. Каждый раз, любуясь видом, открывающимся из окна 7 этажа Японского дома, я чувствую величественность России. Вместе с тем время, которое я провожу здесь, течет очень размеренно и приятно. Так я чувствую.