Предлагаем вашему вниманию небольшое интервью, которое Такэдзава-сэнсэй любезно согласилась дать нам накануне своего четвертого по счету визита в Москву.

image001

Расскажите, пожалуйста, как давно вы занимаетесь суми-э и что привело вас к этому искусству?

Я рисую уже почти двадцать лет. Это было время активного духовного поиска. Я сильно заболела и мне пришлось оставить работу. Появилось много свободного времени, и я стала думать, чем бы себя занять. Мне нужно было найти занятие, которое не потребует серьезных физических усилий и при этом станет для меня настоящей духовной практикой. Я вспомнила свое давнее увлечение рисованием. Меня давно привлекала традиционная японская живопись тушью. Настал момент, когда я решила заняться ей всерьез.

Раньше мне казалось, что тушь может быть исключительно черной. Начав учиться, я узнала, что в зависимости от того, как ты рисуешь, тушь может передавать самые разные цвета и оттенки, и постепенно с интересом начала погружаться в мир живописи суми-э.

image003

Сколько лет нужно учиться, чтобы достичь успехов в рисовании тушью?

Все очень индивидуально. Многое зависит от того, насколько сильно ваше желание учиться, от того, сколько времени вы готовы на это потратить.

В Японии обучение построено следующим образом. Первый год студенты изучают азы суми-э. Основа суми-э — это четыре сюжета: слива, орхидея, бамбук и хризантема. В восточной изобразительной традиции их принято называть «четырьмя благородными». Студенты по многу раз рисуют одни и те же сюжеты, привыкая работать кистью. Занятия проходят два раза в месяц. Студенты, которые хотят добиться успеха, помимо занятий с студии много тренируются рисовать кистью дома.

Таким образом, за два-три года студент может овладеть базовыми приемами и техниками суми-э.

image005

Говорят, в суми-э есть различные школы и направления. К какой школе вы принадлежите?

У меня было несколько учителей суми-э и поэтому я не могу причислить себя к какой-то конкретной школе. Однако сэнсэй, повлиявший на меня больше других, принадлежал к «Южной школе» («Нанга»). Его стиль письма и метод работы кистью, позволяющие делать сильные, но одновременно очень тонкие и деликатные мазки, оказали на меня серьезное влияние.

(Примечание: Нанга (буквально — «Живопись Южной школы»), или бундзинга («живопись образованных людей») — художественная школа монохромной живописи, возникшая в конце ХVII в. под китайским влиянием. Художниками этой школы являлись ученые-конфуцианцы. Их творчество отличалось широким диапазоном тем и приемов.
Южную школу «Нанга» принято противопоставлять Северной школе «Хокуга», которая считалась официальной школой живописи императорского двора в Китае. В отличие от «Хокуга» с ее резкими контурными линиями и строгой сюжетной композицией, художники школы «Нанга» рисовали в более мягкой манере, стараясь привнести в сюжет поэтическую непосредственность, оригинальность видения и трактовки сюжета.
Расцвет школы Нанга в Японии наблюдался во второй половине ХVIII — начале ХIХ в. и был отмечен творчеством таких крупных художников, как Икэ Тайга, Ёса Бусон, Тани Бунтё, Таномура Тикудэн и Ватанабэ Кадзан.)

image007

Есть ли у вас любимый художник?

Да. Это Нисино Синсэн (1912 — 2008) — почетный президент Национальной академии живописи тушью (Кокуга суйбокуин).

(Примечание: Нисино Синсэн — обладатель премии Министра образования, культуры, спорта, науки и технологий за участие в выставке Национальной Академии живописи Нанга, премии главы Кабинета министров Японии за участие в Совместной японо-китайской выставке живописи тушью, почетной грамоты Агентства по делам культуры, а также других многочисленных премий и наград).

image009

Что, на ваш взгляд, важнее в современном суми-э — сохранение и передача традиции или свобода творческого самовыражения?

Я очень люблю традицию и считаю очень важным ее сохранение и передачу. Возможно это потому, что я сама придерживаюсь консервативных взглядов.

Однако должны существовать и свобода художественного самовыражения, и простая самодеятельность, когда человек испытывает радость от того, что он смог что-то нарисовать.

image011

Есть ли в суми-э запретные сюжеты — то, чего ни в коем случае нельзя рисовать?

Думаю, что нет. В суми-э нет табуированных тем.

Чем, на ваш взгляд, отличаются российские студенты, изучающие суми-э от своих японских коллег? 

Японские студенты, даже если у них есть свое мнение, предпочитают работать, не отстаивая свою позицию. В большинстве своем они скромно принимают критические замечания, даже если прекрасно рисуют. Японцы очень ценят согласованность в работе, всегда готовы пойти на компромисс.

image013

У российских студентов всегда есть свое мнение, и они готовы его отстаивать. Это хорошо. Они очень энергично обучаются суми-э. Я тоже каждый раз заряжаюсь от них позитивной энергией. Для меня это хороший стимул к дальнейшей работе.

Чему бы вы хотели научить российских студентов в этот раз?

Обязательно повторять пройденные темы. Мне приходилось слышать от российских студентов: «Мы не хотим снова рисовать то, что уже однажды рисовали».
Конечно, хорошо иметь возможность каждый раз рисовать что-то новое. Однако углубленно изучать пройденную тему путем ее повторения тоже очень важно.

Повторение позволяет запомнить порядок изображения и находить разные способы рисовать один и тот же сюжет. Это очень важно, если вы ставите целью повысить свой уровень.

image015

По собственному опыту могу сказать, что когда пишешь по многу раз один сюжет, каждый раз градация туши в рисунке получается разной. Невозможно нарисовать две совершенно одинаковые картины. Даже сейчас рисуя, я постоянно открываю для себя нечто новое и это позволяет мне развиваться дальше.

Вы уже не в первый раз едете преподавать в Россию по приглашению Японского дома. Может быть, у вас уже есть любимые места в Москве или местные традиции, которые вам полюбились?

Мне запомнилась русская архитектура. Она сильно отличается от японской — особенно старые здания и строения, вроде Кремля. Каждый раз, любуясь видом, открывающимся из окна 7 этажа Японского дома, я чувствую величественность России. Вместе с тем время, которое я провожу здесь, течет очень размеренно и приятно. Так я чувствую.

image017