ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
筆のもち方
先ずは大きく動かしても筆が安定してブレないよう、親指と人差し指、中指で軸をはさみ、補助的に雇用日を添えた薬指で支えます。(書道の持ち方と同様。)
КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КИСТЬ
Для того чтобы кисть находилась в устойчивом положении даже при больших движениях, кисть зажимается тремя пальцами: большим, средним и указательным. Для дополнительной поддержки используется мизинец. (Такой же способ постановки кисти практикуется в каллиграфии).
姿勢と構え方
ОСАНКА И ПОЛОЖЕНИЕ РУКИ
① 基本的な筆の構え方
背筋を軽く伸ばして肩の力を抜き、肘を宙に浮かせてかかげるように構えます。腕全体(体)を使って描くため、最も多用する構え方です。
① Основной способ ведения кисти
Мышцы спины слегка растянуты, плечи расслаблены, локоть свободно висит в воздухе. Такая поза позволяет задействовать при рисовании всю руку.
② 小筆を用いる構え方
小筆を用い、細かい部分を描く際に安定させるため腕を机に軽く触れながら描く構え方です。
② Способ работы с маленькой кистью
Для изображения мелких деталей используется маленькая кисть.
При использовании маленькой кисти для равновесия рука слегка касается поверхности стола.
③ 細い線を描く際に用いる構え方
筆を持っている手の下にもう一方の手を枕のように手首のあたりに添えます。細い線や字を書く場合、下に添えている手を移動させる時、共に筆を持った手も動かします。小筆で用いる時に使われる構え方です。
③ Способ ведения кисти при изображении тонких линий
Под руку, держащую кисть, в районе запястья подкладывается другая рука — получается своеобразная подушка. Если при написании тонких линий или иероглифов рука-подставка смещается, вместе с ней будет двигаться и рука, держащая кисть. Такой способ постановки рук практикуется при использовании маленькой кисти.
必要な道具と配置
水墨画の用具で最も大切なものは筆・墨・硯・紙の4点です。筆に水や墨を含ませたり、絵皿で調墨したりする一連の作業が手際よく進められるよう、使いやすく用具を配置することが大切です。
НЕОБХОДИМЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ПРАВИЛА ИХ РАСПОЛОЖЕНИЯ
Четыре самые важные принадлежности, используемые в суми-э, — это кисть, тушь, тушечница и бумага. Очень важно перед началом работы правильно расположить инвентарь. Это залог успеха в дальнейшей работе, поскольку правильное расположение инструментов позволяет надлежащим образом пропитывать кисть водой и тушью и разводить тушь трех тональностей (тёбоку) в специальных тарелочках.
墨の磨り方(固形墨の場合)
墨を軽く持ち、硯の丘の部分に時計回りに渦巻を描く様に、力を入れずにゆっくり磨る。油膜が張ったようにとろみが出てきたら、磨りあがり。
СПОСОБ РАСТИРАНИЯ ТУШИ
Придерживая палочку сверху, медленно растираем тушь легкими круговыми движениями, идущими по часовой стрелке, на так называемом «холме» тушечницы. Тушь считается готовой, когда сверху появляется маслянистая пленка.
調墨
磨った墨をそのまま筆につけると単色になりますが、水を加えれば、様々な濃度の墨色を作り出すことができます。さらに、異なる濃度の墨を穂の中に順序良く含ませることにより、一筆の線の中に濃淡の美しいグラデーションを出すことができます。
ТЁБОКУ
Смешивание туши с водой позволяет получить различные по плотности тона краски. Последовательно нанося на ворс кисти тушь различных тональностей, можно в одном мазке показать всю красоту градации цвета.
① Разница в цвете тонов на ворсе кисти
A・・・濃墨/Плотный тон
B・・・中墨/Средний тон
C・・・淡墨/Слабый тон
②濃・中・淡3つの濃度の墨を筆の穂先に含ませた時の筆の状態。
C(淡墨)→B(中墨)→A(濃墨)の順で筆に墨をつけていくと、左の図のように墨をつけることができる
② Так выглядит кисть с нанесенными на нее тремя тонами туши.
С (слабый тон) →В (средний тон) →А (плотный тон). Если тушь различных тональностей нанесена в правильном порядке, то ворс кисти выглядит так, как на рисунке слева.