5. Другие инструменты и принадлежности

А теперь посмотрим, какие еще инструменты и материалы, кроме четырех базовых, используются в живописи тушью.

1. Цветные краски

Как правило, в живописи тушью, чаще всего используется акварель. Акварельные краски легко растворяются в воде. В их палитре насчитывается порядка 30 цветов, однако обычно используется цветовая гамма от 12 до 24 цветов. Путем их смешивания можно получить практически любой оттенок.
При работе с акварельными красками вода на палитру переносится с помощью кисти. С помощью палитры краска разводится до получения нужного оттенка.
После использования краски следует хорошо просушить. Хранить краски нужно в местах с низкой влажностью и хорошей вентиляцией.
Кроме акварели могут использоваться и другие краски, например:
Ива э-но гу – сухие краски изготовленные из измельченных натуральных минеральных пигментов;
Суйхи э-но гу – порошковидная акварель, которая разбавляется жидким клеем никава;
Тэппати – большого размера акварельные краски, положенные в плоскую круглую тарелку;
Киндэй – позолота;
Гиндэй – серебрянка.

5-1Акварель из 12 цветов

5-2Акварель из 24 цветов

2. Палитра (керамические блюдца для разведения туши)

Используется в суми-э в качестве инструмента для разведения туши и получения различных тональностей. При работе с использованием цветных красок тарелочки используются для их разведения. Благодаря палитре можно увидеть самые разные градации и оттенки цвета. Также тарелочки часто используются для смешивания различных красок.
Есть два типа тарелочек, используемых в качестве палитры: плоские круглые тарелочки, называемые хира-дзара, а также тарелочки, выполненные в форме цветка сливы (умэ-дзара). Как правило, используются плоские блюдца диаметром 10 см, но удобно заготовить и использовать тарелки разного диаметра.
5-75-6
После использования с тарелочек необходимо удалить остатки туши и краски и тщательно промыть их с помощью мягкой губки. После этого тарелочки протирают от влаги и хранят в сухом виде.

5-3
1. Сливаем с тарелочки остатки туши и краски

5-4
2. Аккуратно моем, используя мягкую губку.

5-5
3. Протираем сухой тряпочкой остатки влаги.

3. Хиссэн – емкость для промывания кисти

Это инструмент, используемый во время рисования для промывания кисти, а также в качестве резервуара для воды, используемой для разведения туши. Такая емкость может быть сделана из нержавеющей стали или керамики. Наиболее распространенными являются именно белые керамические емкости. По форме емкость может быть как круглой, так и прямоугольной. Внутри, как правило, емкость имеет перегородку, разделяющую ее на две части.
6-116-10
Емкость для промывания кистей прямоугольной формы. Вода заполняет емкость примерно на 80 процентов. В соседнем отсеке оставляем чистую воду.

Во время использования разделяют чистую воду, используемую для разбавления туши и красок, и воду для промывания кисти. Это очень удобно для подготовки тёбоку и различных оттенков краски.
Вода должна наполнять емкость не до самого верха, а примерно на 80 процентов.
После использования остатки воды выливают, а саму емкость тщательно моют с помощью мягкой губки. После промывания емкость как следуют протирают сухой тряпочкой и хранят в сухом виде.

6-7
1. Сливаем остатки воды.

6-8
2. Нежно промываем емкость мягкой губкой.

6-9
3. Протираем остатки влаги сухой тряпочкой.

4. Ложка для воды и пипетка

Ложка используется для того, чтобы набирать воду, а пипетка – для того, чтобы воду добавлять. Оба инструмента используются для добавления воды при растирании туши, для разведения красок и получения туши различных оттенков.
В живописи тушь редко используется в больших количествах, поэтому при растирании туши требуется совсем небольшое количество воды. С помощью ложки и пипетки удобно отмерять и добавлять то количество воды, какое необходимо, и тем самым снижать лишние расходы материала. Если воду добавлять с помощью кисти, то потребуется не один раз, чтобы найти необходимую пропорцию. Кроме того, это может стать причиной повреждения кисти. Поэтому настоятельно рекомендуем пользоваться не кистью, а ложкой и пипеткой.
Можно использовать обычную чайную ложку, а вместо пипетки пользоваться маленьким сосудом для соевого соуса.

6-15Ложка и мензурка (суйтэки)

6-14Мензурка с носиком для наливания воды

6-126-13
Можно использовать маленький сосуд для соевого соуса и чайную ложку.

5. Пресс-папье (бунтин)

Пресс-папье используется для того, чтобы зафиксировать лист бумаги во время письма – чтобы лист не деформировался под воздействием кисти и не двигался вслед за ней. Пресс-папье кладется в качестве груза на самый край бумаги. Как правило, в качестве пресс-папье используется металлическая палка. Также пресс-папье могут быть деревянными, могут использоваться и маленькие круглые вещи.
6-36-2

Обычно пресс-папье кладется на лист бумаги и при письме лист придерживается рукой. При необходимости лист бумаги можно двигать и перемещать. Если на лист бумаги при письме наносится много воды и туши, то он легко деформируется. Поэтому в таких случаях пресс-папье передвигают в то место, где он не будет препятствовать движению кисти.
После использования пресс-папье протирают тряпочкой, чтобы убрать грязь и влагу и хранят в сухом месте.

6. Подкладка под бумагу (ситадзики)

6-1

Ситадзики – так называется ткань, которая подкладывается во время письма под бумагу. В каллиграфии, как правило, используется ткань темных цветов: красная, черная или зеленая. Это делается для того, чтобы пятна туши и краски не бросались в глаза. В живописи суми-э как правило используются подкладки из белой ткани – это делается для того, чтобы даже на мокром листе бумаги было можно четко рассмотреть все тонкости и градации оттенков черного и малейшие различия цвета красок. Толщина ткани, используемой в качестве подкладки, в идеале должна быть примерно 2 мм, а ее размер обязательно должен быть больше, чем лист бумаги. Советуем заготовить и использовать несколько подкладок разного размера.
Если рисовать без подкладки, то лист бумаги может приклеиться к столу или татами, а место под бумагой запачкается тушью и красками.
Тонкая подкладка не подходит для спокойного рисования, т.к. на листе бумаги будут постоянно образовываться морщины и складки, а бумага будет деформироваться под воздействием движения кисти.
6-6
После использования грязь на подкладке убирается с помощью мягкой бумаги или тряпочки. После того, как подкладка полностью высохнет, ее кладут на хранение таким образом, чтобы не образовывались складки. Большие подкладки можно скатывать в рулон.

7. Тряпочка

6-5

Используется для регулирования количества туши и воды на ворсе кисти, а также для приведения кончика кисти в порядок.
Поскольку специальных тряпочек для живописи не существует, можно использовать любую ткань, которая хорошо впитывает в себя влагу (полотенце для рук, марлю и т.п.).
Новая ткань часто бывает накрахмаленной и плохо впитывает в себя влагу, поэтому рекомендуем пользоваться тканью, которая была постирана хотя бы один раз.
После использования тряпочку необходимо постирать и как следует просушить.
Тушь и краски до конца не отстирываются, поэтому, когда ткань становится черной и следы краски бросаются в глаза, тряпочку следует заменить на новую.

6-4

8. Пульверизатор

Пульверизатор используется для увлажнения бумаги. Очень удобно пользоваться пульверизатором, когда нужно покрыть задний план тушью светлого тона или обрызгать водой лист бумаги перед нанесением краски светлых тонов. То же самое можно делать щеткой или кистью рэмпицу, но на широких поверхностях с помощью пульверизатора можно намочить лист бумаги быстро и равномерно.
Можно использовать обычный бытовой пульверизатор, но садоводческий пульверизатор дает более мелкие брызги, поэтому лучше пользоваться им.