Интервью с Никифоровой Еленой

Школа суми-э — один из главных культурных проектов Японского дома. Программа занятий учебного курса суми-э была разработана приглашенным из Японии мастером на основе курса, преподаваемого в университете. Обучение состоит их трех уровней: начального, среднего и высшего. На занятиях обучение начинается с базовых основ суми-э с постепенным усложнением изучаемого материала. После окончания каждого уровня студенты имеют возможность подать свои работы на рассмотрение японской комиссии и получить квалификационный сертификат. Занятия регулярного курса проходят ежемесячно в последние субботу и воскресенье.

Помимо этого студенты и выпускники нашей школы могут оттачивать свои художественные навыки на мастер-классах с японскими художниками. Такие мастер-классы проходят регулярно, два раза в год — весной и осенью. Занятия с японским мастером пользуются большой популярностью и высоко ценятся каждым, кто хоть раз смог принять в них участие.

Кроме того, Японский дом предоставляет возможность студентам и выпускникам Школы участвовать в выставках Национальной академии живописи тушью (Кокуга суйбокуин тэн), которые ежегодно проходят в Токийском городском художественном музее.

Лена НикифороваСегодня мы хотим познакомить вас с выпускницей Школы суми-э Еленой Никифоровой.

С 2012 г. Елена активно участвует в российских и японских выставках, ее работы неоднократно получали высокую оценку.

В этом году оргкомитет выставки Национальной академии живописи тушью (Кокуга суйбокуин тэн) присудил работе Елены Никифоровой «После дождя» приз «За мастерство» — высшую награду для иностранных участников.

 

Елена, как давно вы занимаетесь суми-э и как вы пришли к японской живописи?

С 2010 года. До этого я занималась традиционной китайской живописью. Однажды я узнала о курсах суми-э в Японском доме, начала ходить на эти занятия и довольно скоро поняла, что суми-э мне нравится несравненно больше. Сейчас я рисую только суми-э.

Nikiforova Elena

Почему вы выбрали школу Японского дома?

Здесь есть регулярные занятия и мастер-классы с японскими художниками. Курс обучения построен так, что техники и темы постепенно усложняются. Это очень правильно и интересно. Я благодарна Такэдзаве-сэнсэй. Моими основными знаниями в суми-э я обязана ей.

IMG_8069

Помимо занятий в Японском доме, я учусь, рассматривая картины французских импрессионистов, современных японских художников суми-э. Это расширяет мои представления о живописи в целом. У меня нет специального художественного образования, я стремлюсь восполнить этот пробел — хожу на занятия по акварели.

Зима. Вечерний свет.

Чем, как вам кажется, китайская живопись отличается от японской? В чем, по-вашему, заключается главное очарование японской живописи?

Для меня традиционная китайская живопись слишком декоративна. Современное суми-э, как, впрочем, и современная китайская живопись, близки к европейской живописи. В суми-э меня привлекает возможность рисовать на любые темы.

IMG_5969

Для меня очарование суми-э – в бесконечной игре различных тональностей туши и возможности сочетать воздушную расплываемость туши с четкими мазками. Я уверена, что монохромную картинку можно сделать более выразительной, чем цветную.

дождь в горах

Какие сюжеты вам сейчас наиболее интересны в работе?

Различные отражения, игра света, как солнечного, так и света фонарей в городе. Еще разные природные явления, такие как дождь, падающий снег. Они визуально создают реальность, как будто она нарисована в суми-э.

Снег. Вид с моста

Проплывая мимо старой лодки

Ваши любимые японские художники?

Это современные художники: Ямада Дайсаку, Кавабата Тоёдзи, Кавадзоэ Санаэ, Нэгиси Кайитиро.

Что, на ваш взгляд, важнее – хорошее знание техники или оригинальный взгляд?

Важно и то, и другое. Я убеждена, что и знание техники, и оригинальный взгляд тренируются практикой.

Отражения

Вы часто принимаете участие в выставках, в том числе в выставке Национальной академии живописи тушью (Кокуга суйбокуин тэн). Планируете ли вы продолжать идти по этому пути? Что вам дает участие в выставках?

Да, я буду продолжать. Участие в японской выставке для меня — это критический взгляд со стороны на мои усилия и стремление рисовать лучше.

Спасибо за интервью. Желаем вам дальнейших творческих побед!