ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЖИВОПИСИ СУМИ-Э

  1.  Какие принадлежности необходимы для занятий суми-э

Кисть, бумага, тушь и тушечница. Этот набор предметов в дальневосточных культурах с давних времен называется «четыре драгоценности рабочего кабинета».  Они считались символами просвещения и должны были иметься у каждого образованного человека.

riben_wenfangsibao-001

Художнику суми-э особое внимание стоит уделить кисти. В суми-э используются кисти округлые в диаметре с ворсом из натуральных материалов. Ворс кисти может иметь разную длину и мягкость. Оптимальным вариантом для начинающего художника будет кисть с жестким ворсом в центре и более мягким по краям. Такая кисть при рисовании дольше удерживает тушь и воду, т.к. они постепенно стекают на ее кончик. При обмакивании кисти в тушь и воду кончик становится острым и тонким, а средняя часть, удерживая внутри себя жидкость, – пухлой и толстой. Такие свойства кисти позволяют выполнять мазки различных видов.

2. Несколько слов о бумаге и туши

Почему в суми-э используется именно т.н. «рисовая бумага»? Можно ли использовать обычную бумагу для рисования или акварели?

小川和紙

На протяжении всего существования суми-э так и не нашлось замены рисовой бумаге. Обычная европейская бумага плохо впитывает тушь и не позволяет создать «размытое» изображение. Если рисовать тушью по обычной бумаге, то, как правило, получается обычная начерченная графика. Только «рисовая бумага» хорошо впитывает тушь, позволяя получать изображения различной степени размытости и четкости в зависимости от количества и степени разведения туши. Опытные мастера суми-э виртуозно владеют техниками взаимодействия рисовой бумаги и туши.

3. Что еще?                                                                                                    Помимо основных принадлежностей (тушь, бумага, кисти, тушечница), художнику суми-э нужно иметь следующие инструменты:

— подкладку под бумагу (ситадзики) – чтобы не порвать лист во время рисования и чтобы излишняя влага впитывалась в подкладку;

— контейнер для воды – чтобы промывать кисти или разводить тушь (не менее двух емкостей);

— палитру – плоские тарелочки для разведения туши (не менее 3-х штук);

— пресс-папье (бунтин) – для того, чтобы бумага была зафиксирована на подкладке.

Подробнее об инструментах, используемых в суми-э, вы можете почитать в разделе «Учебные материалы».

4. Правила и приемы

Обычно на первом занятии нашей Школы суми-э мы знакомим учеников с приемами работы: как держать кисть, как двигать рукой, где должен находиться бунтин (пресс-папье), как располагать инструменты, чтобы было удобно рисовать и проч. И, конечно, знакомим с основными мазками суми-э. Это, прежде всего тёкухицу, сокухицу, а также классическая техника трех тональностей – тёбоку.

4.1. Тёкухицу – прямой мазок. Кисть держится вертикально, практически перпендикулярно к бумаге, касаясь ее лишь самым кончиком. В зависимости от силы нажатия на кисть можно получить мазки и линии разной толщины. Тональность мазков можно варьировать различной степенью разведения туши водой.

4.2. Сокухицу – боковой мазок. Кисть следует держать наклонно по отношению к бумаге, мазок делаем боковой частью («животом») кисти. В зависимости от угла наклона кисти и степени разведения туши можно получить мазки разной толщины и тональности.

4.3.Тёбоку – техника трехтонального мазка, когда на кисти находится тушь сразу трех тональностей: темная, средняя и светлая.

Проигрыватель Windows Media 12.05.2015 162844.bmp

Как набрать на кисть тушь трех тональностей? Вначале подготовим тушь трех тональностей. Берем три тарелочки. На первую тарелочку нальем черную неразведенную тушь. Во вторую тарелочку нальем три маленьких ложечки чистой воды, берем чисто промытую кисть, окунем ее на четверть в первую тарелочку с неразведенной тушью и затем опустим во вторую тарелочку с чистой водой, хорошо размешаем и получаем тушь средней тональности. Опять берем чистую тарелочку, нальем в нее три ложечки чистой воды, хорошо промоем кисть, излишнюю влагу уберем салфеткой, окунем кисть в тарелочку со средней тушью (примерно наполовину) и затем опустим эту кисть в третью тарелочку, хорошо размешаем и получаем тушь светлой тональности. Итак, мы получили тушь трех тональностей: темную, среднюю и светлую.

Чтобы сделать тональный мазок тёбоку, нужно:

— хорошо промыть кисть и высушить ее

— окунуть чистую кисть целиком в тарелочку со светлой тушью

— затем до половины кисти окунуть кисть в среднюю тушь

— наконец, самый кончик кисти окунуть в темную тушь.

Таким образом, на кисть набрана тушь трех тонов: темная, средняя и светлая. Чтобы проверить, правильно ли мы развели тушь, проведем на бумаге прямую линию боковой частью кисти — мазок должен получиться трехтональный. Если у вас не получилось, не следует огорчаться — после некоторой тренировки хороший результат получают все.

Желаем успеха!

Будем рады встрече с вами на наших занятиях.